6 класс.
11 ноября(28 октября).
Решение задач с помощью кругов Эйлера
Сегодня мы попробуем решить задачи с помощью кругов Эйлера
1 ПРИМЕР.
Каждый из 35 шестиклассников является читателем по крайней мере одной из двух библиотек: школьной и районной.
Из них 25 человек берут книги в школьной библиотеке, 20 - в районной.
Используя круги Эйлера, составьте схему отношений между множествами и ответьте на вопросы:
Сколько шестиклассников:
А) НЕ являются читателями школьной библиотеки;
Б) НЕ являются читателями районной библиотеки;
В) являются читателями ОБЕИХ библиотек;
Г) являются читателями ТОЛЬКО районной библиотеки;
Д) являются читателями ТОЛЬКО школьной библиотеки?
Решение.
1) Составляем схему отношений.
В отношениях участвуют ТОЛЬКО 2 множества: читатели школьной библиотеки и читатели районной библиотеки. Так как некоторые читатели могут быть и в школьной и в районной библиотеке, то эти множества ПЕРЕСЕКАЮТСЯ,
2) Делаем еще 4 копии такой схема для ответа на все 5 вопросов.

Продолжение решения.
3) Отмечаем каждое из указанных множеств на схемах.
4) Считаем количество учеников (элементов) каждой части схемы. начинаем с общей части (вопрос В)

5) Отвечаем на вопросы Г и Д. Отмечаем на всех схемах полученные значения.
6) Отвечаем с помощью схемы на вопросы А и Б.


ЗАДАЧА для самостоятельного решения.
Каждый из учеников в классе изучает по крайней мере один из двух языков: английский или немецкий. Английский язык изучают 25 человек, немецкий - 27 человек, оба языка - 18 человек.
Изобразите схематически и ответьте на вопросы.
Сколько учеников:
А) Изучают ТОЛЬКО английский язык;
Б) Изучают ТОЛЬКО немецкий язык;
В) ВСЕГО в классе?.
Пояснение. Составьте 3 схемы, отметьте нужные части и найдите ответы на вопросы.